Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

 

Основные принципы бенчмаркинга

Основные принципы бенчмаркинга

 
Концентрация на качестве

Концентрация на качестве предполагает непрерывную работу в этой области по всем аспектам и функциям организационной дея­тельности компании, а не только в процессе предоставления услуги или продукта конечному потребителю. В связи с этим чрезвычайно важна мотивация и лояльность персонала компании, который ответ­ствен за качество производимой продукции и оказываемых услуг. Со­ответственно и подход, который необходимо применять при решении проблем в области качества, должен быть ориентирован на предот­вращение ошибок и брака, а не на их распознавание и исправление.

Для понимания и, что самое главное, принятия данной идеологии часто необходима глобальная перестройка корпоративной культуры компании, направленная на переход от подхода, противодействующего появлению брака, к подходу, предотвращающему его появление. Не­редки и соответствующие организационные изменения. В последние годы все чаще особое значение придается распознаванию так называе­мых внутренних покупателей и выявлению их потребностей. Не осла­бевает внимание, уделяемое взаимоотношениям между поставщиком и потребителем. Вне всякого сомнения решение этих проблем требует заинтересованного участия всех сотрудников компании, что не может не найти отражения в корпоративной культуре.

Важность бизнес-процессов.

Второй основной принцип бенчмаркинга — важность бизнес-процессов. Для бенчмаркинга бизнес-процессы, протекающие в ор­ганизации, намного важнее, чем процесс функционирования таких классических функциональных подразделений, как финансовый отдел, плановый отдел и др. Любая компания есть не что иное, как система функционирования основных и второстепенных бизнес-про­цессов. Причем любой основной бизнес-процесс связан с производ­ством продукции или предоставлением услуг конечному потребите­лю, а следовательно, и с работой всех или большинства функциональных подразделений компании, основная задача которых — обслуживание бизнес-процессов, протекающих в ней. Резуль­таты анализа бизнес-процессов наглядно свидетельствуют о том, что ответственность за их протекание, как правило, не закреплена за конкретным структурным подразделением организации, что, с одной стороны, крайне негативно отражается на деятельности последней, а с другой, по утверждению практиков, сделать это практически невоз­можно. Следовательно, потребитель продукции или услуг, степень удовлетворения которого и является конечным результатом бизнес-процессов, протекающих в организации, должен полагаться на каче­ство и удовлетворительную завершенность каждого этапа каждого бизнес-процесса, а также на отлаженность коммуникационных про­цессов между всеми функциональными подразделениями организа­ции, вовлеченными в них.

Концентрация внимания на бизнес-процессах позволяет выявить их глобальные недостатки, такие, как необоснованные задержки, не­достаток оперативного контроля и, что самое важное, выделить те этапы процесса, по которым нет четкого закрепления ответственнос­ти за их успешную (а другого быть не может и не должно) реализа­цию. Согласно концепции бенчмаркинга любой бизнес-процесс дол­жен быть промаркирован, т.е. должен иметь несколько без труда распознаваемых точек, по которым можно, во-первых, определить, насколько успешно протекает бизнес-процесс, а, соответственно, на­сколько успешно компания работает в данный момент, и, во-вторых, спланировать внедрение изменений, способных отслеживать буду­щие достижения компании в области совершенствования бизнес-процессов. Концентрация на бизнес-процессах позволяет всесторон­не проанализировать внутреннюю работу организации как открытой системы, что чрезвычайно важно.

Необходимость учета в процессе планирования бенчмаркинговой деятельности несовершенства классической модели TQM.

Классическая модель TQM базируется на: необходимости посто­янного улучшения (усовершенствования); важности покупателя; культурных изменениях; постоянной природе улучшений; групповой работе и важности вклада каждого. Программа реализации системы TQM, во-первых, должна находиться под непосредственным контро­лем высшего руководства организации, во-вторых, должна быть за­долго до начала ее реализации спланирована, опробована, откоррек­тирована, если это необходимо, и повторно отработана. Даже при тщательном соблюдении всех вышеперечисленных требований не­редко совершается серьезная ошибка: при оценке результатов внед­рения системы TQM за основу берется степень выполнения постав­ленных целей и задач по сравнению с предыдущими результатами (до внедрения TQM). Данная концепция оценки, безусловно, не лишена логики, но она может применяться лишь на начальных этапах внед­рения системы, поскольку впоследствии возникает вполне оправдан­ный вопрос: достаточно ли полно менеджмент фокусируется на про­цессах улучшения (усовершенствования), а также на сегодняшних проблемах организации.

По сути, принимая решение о необходимости разработки и реа­лизации программы внедрения системы TQM, руководство организа­ции, в некотором смысле, признает неэффективность управления ею в прошлом. Тогда, во-первых, зачем сопоставлять результаты внедре­ния TQM с тем, что было до внедрения системы? И, во-вторых, кто из персонала организации возьмет на себя смелость объективно оце­нить: что нуждается в улучшении и насколько? Сделать это чрезвы­чайно сложно, поэтому не вызывает сомнения тот факт, что методи­ка оценки результатов внедрения концепции TQM, в основе которой лежит определение состояния основных систем организации и субъ­ективная оценка степени выполнения поставленных целей и задач, по меньшей мере, некорректна.

Вне всякого сомнения, руководство организации должно устанав­ливать приоритеты в стратегических целях, но при этом необходимо убедиться в том, что ничто не упускается из виду, что конкуренты не заимствуют основные идеи, что подход к управлению организацией верен, но при этом, несмотря на соблюдение всех перечисленных ус­ловий, у конкурентов все же есть преимущество, а значит есть чему учиться и что перенимать.

Систематическое проведение внешнего бенчмаркинга.

Когда персонал организации не только поймет необходимость не­прерывного, всестороннего и тщательного изучения как основных конкурентов организации, так и лучших примеров и образцов миро­вой практики, но и осознает важность внутренних бизнес-процессов, необходимо объединить эти два аспекта деятельности организации в единую систему и систематически, скрупулезно анализировать внут­ренние процессы, технологии, механизмы, сопоставляя их с внешни­ми бенчмарками. Только систематический внешний сопоставитель­ный анализ позволяет создать основу для последовательной реализации процесса улучшения (усовершенствования).

Бенчмаркинг — основа выживания

Пятый и последний принцип бенчмаркинга гласит: без бенчмар­кинга выживание организации в условиях агрессивной внешней среды невозможно, о чем наглядно свидетельствует успешный опыт корпорации «Xerox» в области внедрения бенчмаркинга. Тем не менее, для того чтобы начать действовать, нет необходимости дово­дить ситуацию до критического момента, как это было в случае с «Xerox».[3]

Предпосылки успешной реализации концепции бенчмаркинга

В качестве основных необходимо выделить две наиболее важные предпосылки успешной реализации концепции бенчмаркинга: одоб­рение руководства и убежденность в необходимости изменений.

Одобрение руководства. Оно необходимо для того, чтобы процесс внедрения концепции бенчмаркинга прошел успешно. Время, затра­чиваемое на внедрение бенчмаркинга, во многом зависит от специ­фики компании. Практика показывает, что в среднем требуется от 2 до 18 месяцев на проведение первоначальных исследований, уровень затрат на которые всегда крайне высок. Только после этого осущест­вляется переход к процессу внедрения улучшений. Необходимо по­нимать, что бенчмаркинг не приносит быстрого результата, поэтому руководству организации нужно запастись терпением и лично осу­ществлять тщательное управление процессом изменений, в против­ном случае концепция бенчмаркинга обернется очередным разочаро­ванием.

Убежденность в необходимости изменений. Руководство организа­ции несет ответственность за создание корпоративной культуры, спо­собствующей процессу внедрения улучшений, а также за немедлен­ное подавление всякого, сколь угодно малого, сопротивления внутриорганизационным изменениям. Персонал организации с самого начала должен быть вовлечен в процесс внедрения концепции бенчмаркинга. Безусловно, не каждый может и должен входить в со­став исследовательской группы. В данном случае важна так можно более полная информированность сотрудников компании о сути концепции бенчмаркинга и происходящих процессов, поскольку каждому из них на своем месте и предстоит внедрять изменения.

Результат внедрения бенчмаркинга во многом зависит от тща­тельности подготовки к процессу реализации технологии бенчмар­кинга. Для получения максимальных результатов процесс должен быть четко спланирован, направлен, отслежен и проработан. Попыт­ки сделать слишком много за слишком короткий срок, как правило, влекут за собой информационную перегрузку персонала и, что самое главное, путаницу в приоритетах. Для ознакомления сотрудников ор­ганизации с технологией бенчмаркинга достаточно двух или трех об­ластей (направлений) исследования. Впоследствии поддержка и ак­тивное участие в процессе бенчмаркинга высшего руководства организации послужат ускорителями деятельности в данном направ­лении.



Маркетинговые информационные системы Проблемы обработки маркетинговой информации Тенденции развития систем маркетинговой информации Маркетинговая информация в схемах Современный бенчмаркинг Планирование бенчмаркингового проекта Концептуальные основы формирования теории маркетинговых решений Бенчмаркинг в схемах Сбытовая политика фирмы Виды сбыта 

{LTS}

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


НОВОСТИ

Приглашаем принять участие в круглом столе!
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
 


все новости