Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

 

Определение виртуальной организации

Определение виртуальной организации

 
Виртуальная организация — новейшая и потенциаль­но наиболее важная форма бизнес-организаций из тех, что появились в течение последних десятилетий. Новая модель стала возможной в результате развития наисов­ременнейших технологий, самой значимой из которых является Интернет, и зависит от них. Она предлагает бизнес-сообществу возможность снизить издержки, повысить гибкость и предложить свой товар всему миру сразу. Активы теперь можно распределять, а не концентрировать; важность физического расположе­ния сейчас влияет на эффективность гораздо меньше. Высокая скорость взаимного обмена информацией позволяет людям работать в команде, даже если их раз­деляют тысячи миль. Потребитель становится доступ­ным; товары и услуги удается продавать без торговых фирм, не видя покупателя и не тратя время на операции погрузки-разгрузки товара. Все это открывает множество возможностей. Современные технологии создают новые экономические формы. Их выгоды превозносились до небес и широко рекламировались, особенно в конце 1990-х гг., в них было вложено немало инвестиций и от них многое ожидалось. Об этих новых организациях говорили только в превосходных степенях. Но все это были скорее мечты, чем реальность.

Виртуальные организации, в силу их характера, трудно «потро­гать руками», и людям — особенно тем, кто вырос и получил об­разование на Западе, — не очень хорошо удавалось управление теми вещами, которые они не могли видеть, слышать или ощу­щать. Управление виртуальной организацией представляет собой комплексную задачу. Оно отличается от менеджмента традицион­ных компаний, но не полностью: действительно, важны все те же давно известные задачи — маркетинг, бухгалтерия, управление финансами, эксплуатацией или персоналом. Однако природа этих задач в виртуальной организации меняется, требуя дополнитель­ного набора функций; что наиболее важно — здесь необходимо управление знаниями. Трудно сказать, что более опасно: неудача в освоении новых технологий, необходимых для виртуальных орга­низаций, или непонимание того, что наработанные ранее навыки остаются жизненно важными для успеха бизнеса.

Виртуальными организациями следует руководить на «пять с плюсом». Менеджмент должен строго соответствовать основам бизнеса и быстро схватывать особенности новой среды, уметь не только использовать современнейшие технологии, но и «думать виртуально», работать в мире, где воображение и творческие способности очень важны, но где никто не отменял непрелож­ные факты и данные. Баланс следует соблюдать, и неудача в его достижении нередко означает неудачу в бизнесе.

Сравнение виртуальных и «реальных» организаций не проводится в плоскости «белое-черное». Мы видим здесь различные оттенки серого. Виртуальные компании имеют много тех же особенностей, что и их традиционные двой­ники: им необходимы финансы, их штат состоит из людей, они продают товары и услуги клиентам. Повторим: искус­ство доброго старого менеджмента по-прежнему необходи­мо, и бизнес игнорирует его на свой страх и риск. Однако виртуальные организации представляют собой нечто иное, и другие навыки, такие, как навыки коммуникации, обуче­ния, оценки и определения ценности знаний, выходят с пе­риферии на передний план. Виртуальные организации несут в себе огромный потенциал, но чтобы заставить их работать и реализовать свою ценность, от виртуальных менеджеров требуется более высокое мастерство, больше профессиона­лизма и просто больше трудолюбия, чем от менеджеров тра­диционных компаний.

Следует различать инвестиции в новую технологию (сово­купность ресурсов, вложенных в любое данное время) и со­хранение потребительской стоимости инновации впоследс­твии. Это напоминает подъем и спад деловой активности на заре строительства железных дорог: реальные выгоды от этого предприятия, а также сопутствующие ему управленческие и организационные новшества обнаружились после прохожде­ния самой низкой точки цикла — они и обеспечили инфра­структуру для следующей стадии экономического развития. То же самое абсолютно верно и в отношении преимуществ, которые дают средства коммуникации, такие, как телеграф, телефон и др. Необходимо всегда различать короткий цикл и длинную «волну». Следовательно, хотя первая «волна» разви­тия виртуальных организаций завершилась огромным разоча­рованием, технологии и техники развиваются своим чередом, они остаются с нами, и их ценность сохраняется.

Виртуальные организации нельзя рассматривать как фор­мулу легкого успеха: просто приняв новую модель, вам не удас­тся автоматически снизить издержки и увеличить прибыль. Скорее виртуальные организации представляют собой слож­ную идею, приступать к реализации которой следует очень внимательно; подобно всем сложным концепциям, эта также не лишена риска.

Очевидно, что определения виртуальных организаций, как правило, слишком туманны. Это не удивительно, так как сама концепция совершенно намеренно не структурируется и ос­тается подвижной, чтобы, по крайней мере — отчасти, избе­жать жесткой иерархии и бюрократизации, которые нередко присущи традиционным организациям. Вместо того чтобы предлагать единственное определение виртуальных организа­ций  выделить черты, которые характерны для большинства из них.

Незначительная физическая структура у виртуальных организаций она гораздо менее развита, чем у традиционных. Материальные активы виртуальных организаций, например, офисные здания, склады и др., не так велики, и те, что име­ются в наличии, как правило, распределены географически. Если рассматривать ситуацию с точки зрения эксплуатации, то небольшие, децентрализованные объекты предпочтитель­нее огромных и сконцентрированных в одном месте.

Гибкость и ответная реакция: виртуальные организа­ции можно (по крайней мере, теоретически) сформировать из различных несопоставимых элементов для реализации опре­деленной бизнес-цели и демонтировать после ее достижения. Кроме того, удается быстро реструктурировать и заново раз­вертывать активы, если этого требует изменившаяся стратегия. Так как эксплуатационные издержки низки, то снижаются за­траты и риски при реализации радикальных изменений курса. Из всех требований, предъявляемых к виртуальным органи­зациям, это, вероятно, кажется наиболее спорным. Именно здесь, очевидно, кроется потенциальная возможность гибкос­ти виртуальных организаций; однако, чтобы ее реализовать, требуется гибкость в работе менеджеров и сотрудников. Для внедрения инноваций нужны новые подходы к стратегии уп­равления персоналом.

Доверие коммуникационным технологиям.   Голдмен и др. определяют виртуальные организации как «новую модель организации, в которой технологии используются для динами­ческой связи людей, активов и идей». Однако они допускают оговорку, что, «хотя технологии в конце концов в значитель­ной степени облегчат работу виртуальных организаций, они не станут существенным условием». Современные информаци­онные и коммуникативные технологии играют центральную роль, и многие считают их ядром концепции виртуальных ор­ганизаций. На некотором уровне это верно. Интернет и дру­гие технологии, которые создаются и развиваются в наши дни, становятся критически важными. Каждой организации тре­буется структура, которая определяет ее и придает ей форму. Традиционные компании используют физическую структуру, например офисное здание; в виртуальных организациях для тех же целей служит сеть коммуникаций. Технологии представ­ляют собой инструмент, который позволяет выполнять работу. Они облегчают работу организаций, но не являются самими организациями — точно так же, как мы не можем сказать, что офисное здание является традиционной компанией или пред­ставляет собой компанию.

Мобильность работы: использование сетей комму­никаций, а не зданий и физических активов означает, что в наше время физическое местоположение работы менее важ­но. В результате отпадает необходимость в том, чтобы отде­лы и команды работали в тесном физическом контакте друг с другом. Проектные команды могут быть собраны — и во многих отраслях, например в издательском деле, так и про­исходит — из отдельных сотрудников, проживающих в раз­личных странах; они будут работать вместе, но никогда не увидят друг друга. Нет необходимости выполнять работу в офисе. Бликер считает, что все более верным становится правило: офис там, где работают, а не наоборот.

Отсутствие границ и вовлечение: по своему характеру виртуальные организации созна­тельно размыты. Они не ограничены так, чтобы мы воспри­нимали их как отдельные, законом определенные организации или компании (и здесь, конечно же, кроется иной уровень сложности). Они способны — и нередко это происходит на са­мом деле — объединять поставщиков и дистрибьюторов в тесные цепочки поставок, что бывает трудно заметить, где кончается одна компания и начинается другая.

Говоря о виртуальных организациях, мы подразумеваем организации с виртуальными элементами (или, если это вам больше по душе, виртуальные организации с материальны­ми элементами). Отличие может показаться несущественным, однако это не так. В виртуальных организациях по-прежнему используются материальные элементы: во-первых, когда при­ходится иметь дело с новым окружением, требуется обучение новым навыкам, и, во-вторых, менеджерам также необходимо обучение и практика в области базовых навыков управления.



Интернет-маркетинг Использование интернета в маркетинге Преимущества использования Интернет - технологий Недостатки и моральные аспекты при использовании интернет - технологий Использование интернет-маркетинга в России Виртуальные цепочки создания ценностей Значение виртуальных цепочек ценности Понятие международного маркетинга Сущность и специфика инструментов международного маркетинга Сущность общественного мнения 

{LTS}

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


НОВОСТИ

Приглашаем принять участие в круглом столе!
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
 


все новости